Практика профильного обучения на уровне среднего общего образования с учетом современных достижений науки и техники: нормативно-правовая база реализации практики
МАОУ «Лицей № 56» реализует Федеральные государственные стандарты среднего общего образования в пилотном режиме с 1 сентября 2017 года. Лицей 56 в течение 12 лет был школой с углубленным изучением отдельных предметов (математики, информатики, биологии, химии, физики), а с введением ФГОС СОО, мы должны были предоставить возможность освоения предметных результатов на базовом и углубленном уровнях из разных предметных областей. На сегодняшний день Основная образовательная программа МАОУ «Лицей № 56» включает несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения. В лицее реализуются три направления профильного обучения: естественно-научный профиль, технологический и социально-экономический. В учебном плане предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.
Да, мы могли бы быть однопрофильным учреждением (реализовывать только один избранный профиль) или многопрофильным с учетом нашего опыта (организовать несколько профилей обучения). Учитывая, что в целом лицей не ориентирован на гуманитарный профиль обучения, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов нам удалось предоставить лицеистам в полной мере осуществлять свои индивидуальные образовательные запросы.
С 2018 года каждый обучающийся формирует индивидуальный учебный план на основе собственных образовательных потребностей и профессиональных перспектив, который является частью индивидуальной образовательной программы. Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – это совокупность целенаправленных действий обучающегося, включающих в себя виды образовательной деятельности обучающихся, методы и формы диагностики образовательных результатов, технологии освоения учебного содержания и т.п. ИОП составляется на основе выбора обучающегося и согласования его интересов и запросов с педагогическим коллективом лицея и представляет собой программу образовательной деятельности ребенка на 2 года обучения. ИОП старшеклассников реализуется через следующие элементы: индивидуальный учебный план, систему образовательных событий, деловых игр, курсов внеурочной деятельности, систему внеучебной деятельности (научные и технологические лаборатории, профессиональные пробы, индивидуальные проекты, образовательные экскурсии, студии), систему портфолио, набор рефлексивно-оценочных ситуаций.
С 2019 года лицей 56 становится сетевой школой в рамках проекта «Школа Росатома», что позволит в будущем реализовывать модель сетевой организации обучения.
МАОУ «Лицей № 56» планирует расширить образовательное пространство старшеклассников, через реализацию части часов учебного плана для старшей школы (50% часов практической части учебных предметов) в смешанных группах учащихся разных школ-участниц сети «Школа Росатома». Модель сетевого взаимодействия позволит создать открытое образовательное пространство, обеспечивающее высокое качество образования, обновить содержание образования за счет внедрения современных образовательных технологий, эффективно использовать имеющиеся и привлекаемые образовательные ресурсы, совершенствовать информационно-образовательную среду и способствовать развитию системы оценки качества образования.